Оценка бизнеса

Переоценка основных средств

Переоценка основных средств

подробнее

Оценка дебиторской задолженности

Оценка дебиторской задолженности

подробнее

Обстановка на предприятии и его положение могут изменяться в считанные дни, и для многих серьёзных решений, связанных с бизнесом, требуется предварительно всё тщательно взвесить и произвести оценку. Оценка бизнеса хоть и технически сложнее, чем оценка квартиры или машины, в целом использует схожие методы.

Оценка бизнеса. Независимая оценочная компания Росоценка.

Оценка бизнеса: необходимость для принятия стратегических решений

В то время как оценка недвижимости или транспорта имеет достаточно «статичный» характер, где перемены обусловлены временем и в меру постоянны, оценка бизнеса существенно сложнее и динамичнее.

Обстановка на предприятии и его положение могут изменяться в считанные дни, и для многих серьёзных решений, связанных с бизнесом, требуется предварительно всё тщательно взвесить и произвести оценку. Оценка бизнеса хоть и технически сложнее, чем оценка квартиры или машины, в целом использует схожие методы.

Первое существенное отличие: продавая дом или авто, человек может хотя бы примерно определить его стоимость, просто просмотрев аналогичные предложения на рынке. В случае с бизнесом этот инструмент не сработает, так как две схожие между собой, скажем, кофейни, могут стоить совершенно по-разному из-за отличий в концепции или других особенностей.

Поэтому при оценке бизнеса важно учитывать:

  • Проходимость объекта (если это торговое помещение или общепит);
  • Качество сырья и оказываемых услуг;
  • Квалификация и мотивация сотрудников;
  • Внутреннее обустройство, интерьер.
  • Расходую и доходную части, как ожидаемые, так и уже имеющиеся.

И это лишь вершина айсберга. Оценка бизнеса – тонкий процесс, учитывающий массу факторов, которые попросту не доступны для анализа неквалифицированному человеку.

Существуют ситуации, когда оценить бизнес предписывает закон. Согласно ст. 8 135-ФЗ, оценку бизнеса нужно проводить:

  • При сделке с имуществом РФ.
  • При спорах о стоимости имущества.
  • В случае, если часть бизнеса или же весь бизнес находится в залоге.
  • При спорах с налоговой службой по части правильности расчетов уплаты налога.
  • При внесении средств в уставной капитал в неденежной форме.
  • При передаче бизнеса или имущественного комплекса в ипотеку.
  • Используя предприятие в закладной.
  • При выкупе АО собственных акций по требованию акционеров (рыночная стоимость акций определяется оценщиком).
  • В случае банкротства предприятия.

Как можно видеть, перечень ситуаций, когда оценка обязательна, довольно серьёзный. В то же время есть много ситуаций, когда оценка производится добровольно. Отметим, что за последние 9 лет ситуация поменялась в корне: если в 2010 году преобладала обязательная оценка (на неё приходилось порядка 80% всех процедур), то в 2019 этот показатель снизился до 10 процентов.

Это не столько означает, что стало меньше случае обязательной оценки – напротив, стало больше случаев оценки добровольной. Она производится:

  • При купле-продаже бизнеса либо доли в нём.
  • При потребности повышения качества управления бизнесом или проведения реструктуризации.
  • Для «зачистки» от ненужных активов, будь то имущество или сотрудники, не имеющие внятного функционала.
  • При подготовке к сделке по слиянию или поглощению бизнеса. В этом случае также определяется эффект синергии от проведения слияния.
  • Для получения кредита под залог бизнеса.
  • При потребности застраховать имущественный комплекс.
  • Для передачи права пользования нематериальными активами по лицензии.
  • Для оценки ущерба от правонарушений.
  • Для налоговой оптимизации.
  • При добровольной ликвидации бизнеса.

Перечень ситуаций относительно обязательной оценки расширился более, чем вдвое. Понятно, что практически для любой манипуляции с бизнесом необходимо точное понимание, о каких суммах идёт речь. Важно понимать, с применением каких методов проводится сложная процедура оценки. Методики различные, выбор обусловлен целями собственника:

  • При продаже компании целиком.
  • При продаже акций на публичных торгах.
  • При продаже доли обществу.
  • При продаже действующего бизнеса.
  • При продаже доп. инфраструктуры.
  • При продаже компании на грани банкротства.

Подходы к оценке в данном случае те же, что и с недвижимостью.

Сравнительный подход позволит провести анализ по схожим предложениям на рынке с применением корректирующих коэффициентов. Имеет два подвида: метод компании аналога, и метод отраслевых коэффициентов. Они схожи, но второй применяется при слияниях и поглощениях. Метод отраслевых коэффициентов широко применяется на Западе и хорош тем, что использует уже готовые коэффициенты расчёта для разных отраслей.

Существенный минус сравнительного метода заключается в том, что две внешне идентичные компании, одна из которых на грани банкротства, а вторая выходит на сверхприбыли, или имеет такие перспективы, оцениваются одинаково.

Затратный подход изучает не внешние факторы, а бизнес изнутри и его показатели в течение времени его жизни. Здесь также два подвила: метод чистых активов и ликвидационной стоимости. Первый способ применим для купли-продажи, второй – для ликвидации, что прямо следует из названия.

Метод чистых активов определяет стоимость всего того, что есть на данный момент у предприятия, а также всех обязательств. При ликвидации работает тезис, что балансовая стоимость активов не соответствует стоимости рыночной, поэтому бизнес оценивается по отдельным элементам.

Заказать консультацию