Ещё один частый вид автотехнической экспертизы отвечает за исследование подробностей аварии. Автомобилистов огромное множество, статистика ДТП в масштабах страны содержит пятизначные числа. Не все аварии позволяют сразу и на месте установить виновника, как и не все виновники соглашаются с тем, что ДТП произошло из-за их ошибки.
Из всех автотехнических экспертиз исследование следов от шин, называемое трасологическим, является самым узкоспециализированным и специфическим. Эксперты-трасологи исследуют не только само транспортное средство, но и оставленные им следы, получая таким образом информацию о происшествии, механику аварии и поведении её участников.
Впрочем, в автомобиль в своей экспертизе специалисты трасологии тоже не углубляются – их интересует место контакта на корпусе авто, где именно произошло столкновение. Анализируя следы и повреждения, они делают выводы о том, как именно произошла авария вплоть до подробностей и детальных мелочей.
В компетенцию трасологов входят следы, оставленные самыми разными видами транспорта – от автомобилей до железнодорожных вагонов и водных видов средств передвижения.
Следы в данном контексте стоит понимать в самом широком смысле слова. Это не только следы от шин и следы от ударов на автомобиле, это также детали или жидкости, оставленные транспортным средством на дороге или водной поверхности после столкновения.
Трасологическая экспертиза, таким образом, охватывает исследование следующих объектов:
Эксперт-трасолог потребуется в ситуации, если после ДТП страховая компания упирается и не выплачивает причитающуюся компенсацию. Впрочем, актуальна и обратная ситуация, при которой участник аварии хочет завысить выплату по факту ДТП, предоставляя ложную информацию о нём.
Страховым компаниям, а точнее их отделам урегулирования убытков, важно понимать, обращаются к ним по реальному ДТП, или же с попыткой выдать повреждения неизвестного происхождения за страховой случай. Рост мошенничества обусловлен тем, что страхование автоответственности в России обязательное, и желающих заработать денег мошенническим путём также стало немало.
Этой ситуацией коварным образом пользуются и страховые компании, которые отказывают в выплате компенсации якобы по результату «независимой экспертизы», которая, по факту, даже не проводится. Просто указывается, что полученные повреждения не могли возникнуть в результате ДТП, а всё исследование строится на основании фотографий одного из автомобилей-участников аварии.
При этом понятно, что трасологическая экспертиза проводится непосредственно на месте. Чаще всего потребность в ней возникает, когда не получается однозначно определить виновника аварии. Экспертная практика такова, что судьи, инспекторы дорожной службы, органы дознания – все они не всегда корректно трактуют следы и определяют все обстоятельства ДТП.
Для разбирательств в таких ситуациях и нужен трасолог. Также эксперт выручит в ситуации, если человека обвиняют в столкновении, в то время как в действительности он не виноват. Следы помогут также установить невиновность в ДТП.
Так как автотехнические экспертизы зачастую происходят в комплексном формате: утеря товарной стоимости, экспертиза обстоятельств ДТП и так далее, то трасология логичным образом часто входит в комплекс исследований. Порой трасологам приходится работать в паре с медицинской экспертизой, если в ДТП есть пострадавшие или погибшие.
Кроме того, специалистам трасологической экспертизы можно дополнительно ставить вопросы не только о следах на транспорте и дороге, но и о техническом состоянии полотна и дорожных условиях на месте аварии.
“В компетенцию трасологов входят следы, оставленные самыми разными видами транспорта – от автомобилей до железнодорожных вагонов и водных видов транспорта.”